Поколение 80-ых. Как в СССР готовили будущих коллекционеров магнитол.
Весной, в конце мая, 1980 года в СССР вышел телевизионный
4-ёх серийный фильм «Каникулы Кроша». В
то время фильмы, где в приключенческом
сюжете присутствовал, и познавательный элемент всегда приковывали
советского зрителя к экранам телевизоров.
Повод отложить дела и присесть к экрану был и вполне
серьезный, когда над фильмом работает команда профессионалов, в составе
режиссера Григория Аронова, и автора сценария писателя Анатолия Рыбакова,
высочайшего мастера привлечения и удержания внимания юношей и подростков
интереснейшими сюжетами, которые всегда связаны с изучением истории. Можно
сказать, что его произведения стали для советских подростков кузницей будущих коллекционеров.
Побудительное воздействие книг и фильмов
по его сценариям было всегда точным и неожиданным как у прыгающей немецкой
противопехотной мины Sprengmine 35 (S.Mi. 35).
После премьерного показа фильма «Каникулы Кроша» все как «подорванные», и
стар и млад, стали собирать Нэцкэ, представляющее собой небольшой резной
брелок. Симпатичная миниатюрная скульптура, произведение японского
декоративно-прикладного искусства, в фильме были показаны очень и очень
привлекательно. Добивал будущих коллекционеров закадровый голос Зиновия Гердта:
«Мальчик пристально вглядывается вдаль. Что видят его глаза?
Таинственные образы проносятся в детских мечтах, подобно песням птиц. Но что мы
сделали для того, чтобы королевство фантазии стало рядом с нами навсегда?
Нэцкэ – мальчик с книгой»
Комплексное воздействие аудио и видео ряда на романтические
натуры мужчин, которые любят глазами и на женщин, которые любят ушами,
действовали гипнотическим образом.
Полки московских антикварных магазинов были зачищены от
нэцкэ в течение двух недель после окончания сериала. Скупали всё, мало-мальски
напоминающие японские резные фигурки, не разбирая, брали брелки в форме нагого
мальчика, опорожняющегося в бассейн, символ города Брюсселя, а один был случай,
когда заезжие иногородние купили десяток маленьких бюстиков Сухэ-Батора и
маршала Чойболсана. Чем вызвали неподдельную радость комитентов - советских
командировочных вернувшихся из Монголии.
Конвертация монгольских тугриков в советские рубли, прошла таким иезуитским
способом, пожалуй, впервые.
В фильме главный мотив – борьба за любовь. Любовь к
искусству или любовь к деньгам. В борьбе «Чужой против хищника» два мейнстрима
«чужой» это советский школьник Крош против «хищника»- спекулянта Веэна.
Замаскированный под искусствоведа растлитель детских душ Веэн прописан с самыми
точными деталями. Кинематографический коктейль из недосягаемых материальных
ценностей, замешанных на таинственных
Нэцкэ будоражил и манил к телеэкрану почти всех советских телезрителей,
и меня признаюсь тоже:
«Во двор въехала
"Волга " и остановилась у подъезда. Из нее вышел Веэн в сером костюме, белой рубашке, спортивный,
похожий на английского лорда, какими их
рисуют на рекламных картинках американских автомобильных фирм. Машина его так и сияла на солнце. Появление
Веэна произвело сильное впечатление на
продавщиц магазина спортивных товаров.
Потом, анализируя свое поведение, я понял, что вел себя мелко, даже подловато. Но в ту минуту я этого не
осознавал. Когда Веэн вышел из машины и оказался в центре внимания, мне
захотелось быть причастным к эффекту,
который он произвел, к блеску его машины и общему лордскому виду»
Пересматривая фильм в наши дни, немного
удивляет, что у «крутого» Веэна достаточно скромная магнитола.
Модель легко
угадывается начинающими коллекционерами, и только небольшое количество
профессионалов смогут назвать точный артикул модели из четырёх модификаций
выпускавшихся в конце 70-ых годов.
Фильм снимался в 1979 году и для того чтобы
«добить» советского зрителя можно было бы и выдать на съёмку Sharp GF-9191,
например.
Сила советского киноискусства воистину безгранична, фильм
удался, и спустя десятилетия смотрится легко, ностальгируя мозг ажурными
паутинками воспоминаний.
Спасибо за игру молодых ребят артистов, операторов за
уникальные кадры улиц и двориков Москвы 1979 года, всё без автомобильных пробок
…А кто помнит, как московские улицы после летнего дождя
пахли сырой землёй и сладкой прилипчивой горечью тополей ….
|